Елена Петрова, © 2015 Милтон Эриксон и его тактика действий при физической травме и стрессе у ребенка

Есть задача, которая требует серьезного обсуждения. Это тактики поведения и тактики эмоциональной саморегуляции, которые стоит применить родителям, когда их ребенок попадает в стрессовую ситуацию. Тема сама по себе обширна, так как отношения РОДИТЕЛЬ И РЕБЕНОК многоплановые. Родитель выполняет и функцию заботы о будущем, и воспитания, и просто человеческой любви, и переживает символические сложнейшие процессы привязанности и слитности. И родитель — это еще и человек, который просто радуется или раздражается действиям ребенка и событиям, которые происходят в области тела, или в душевном мире, или в области отношений, в которые вовлечен их ребенок.

Милтон Эриксон на одной из лекций рассказывал, как он оказывал психологическую поддержку сыну, когда тот получил опасную и болезненную физическую травму. Ребенок упал с лестницы и сильно повредил ногу. У него был болевой шок, и ребенок мог потерять сознание от боли. Милтон Эриксон стал поддерживать сына. Он сказал: «Я вижу, что тебе действительно больно, это сильная боль, и ты можешь даже плакать от этой боли. Тебе потребуется все мужество, чтобы потерпеть эту боль, пока не приедет доктор и не начнет лечение!» Благодаря такой поддержке ребенок смог сохранить себя, признать факт того, что больно. И стресс был признан. И факт боли признан. Мальчик даже не плакал, так как у него была работа — терпеть боль.

Заметим, что такая тактика прямо противоположна распространенной тактике родителей. Родители сами получают стресс, когда видят боль своего ребенка. И родители стараются сделать для ребенка что-то хорошее. Почти как в сказочном мире, где любовь мамы убирает болезнь, стресс и боль. Родители находятся в испуге за ребенка (или захвачены собственным чувством вины, что не предусмотрели всех мер безопасности) от того, что ребенок навредил себе. И они говорят: «Не плачь, все пройдет, тебе уже не больно!» Такие наивные предложения родителей как будто бы стремятся силой родительской любви исцелить ребенка, но по форме дают ребенку сообщение о том, что «твои чувства и реакции не имеют права на существование!» или «если хочешь сохранить мою любовь, не давай воли своим чувствам!». Родители, использующие такую тактику изоляции чувства, сами того не желая, создают дополнительную эмоциональную нагрузку. И тем самым создают ситуацию, в которой ребенок остается эмоционально в одиночестве или пугается собственных чувств.

Поэтому психологи рекомендуют родителям обратить внимание на два важных момента. Первый момент внимания связан с инклюзией. То есть родитель ставит себя на место ребенка, как будто бы «включается» в ситуацию и через такое включение замечает, какие эмоциональные события сейчас важны для ребенка, и затем, возвращаясь в свою собственную позицию, обращается к ребенку, учитывая его мотивы.

Второй момент ориентирован на внешний мир. Родитель оценивает ситуацию в социальном аспекте и в аспекте физических обстоятельств и выбирает наилучший вариант действий, который будет полезен ребенку.

В целом родители действуют в двух планах: обращаются к реальным переживаниям ребенка, принимая и поддерживая их, и договариваются с ребенком о полезном в данный момент действии.

 

Елена Петрова, © 2015

телефон: +7 921 9086944

e-mail: petrova.gestaltspb@gmail.com