Елена Петрова, © 2015 Привязанность и зависимость как темы в терапии в гештальт перспективе

Некоторые соображения по материалам дискуссии на ГЕШТАЛЬТ-ПРАКТИКУМЕ в Санкт-Петербурге 4-5 апреля 2015. Ведущий семинара Сергей Кондуров.

 

Вот некоторые вопросы и некоторые тезисы, которые задает себе гештальт терапевт, когда обсуждает тему привязанностей.

Западная практика гештальт-терапии ориентирована на идеи о текучем обществе. Этот термин означает, что выросло поколение людей, у которых есть затруднения с самоидентичностью и привязанностью. Задачи терапевта с такими клиентами лежат в области тематик депрессивного опыта и в области дефицитов развития эмоционального опыта.

Есть мнение ряда скандинавских психиатров, которое обсуждается в прессе, что существующие проблемы подростков основаны на стиле воспитания, который доминирует в Западном обществе. Этот стиль называют «псевдодемократичным». Заключается в том, что с ребенком слишком рано начинают разговаривать как со взрослым, демонстрируя идеи псевдопартнерства в тех случаях, когда ребенок по возрасту еще не может полноценно ориентироваться в ситуации. Как результат – гипертревожнсоть, внешняя безопасность и отказ от собственного «Я».

Возможно, ближайшие годы тема развития способности к привязанности станет центральной. В связист им важно не путать тактик развития эмоциональных связей и тактиками удерживания клиента в долгосрочных отношений. Критерий «удерживание» без критерия «развитие свободного движения к контакту» ведет к возможности развития со-зависимых отношений.

Мы вводим критерий «контактная операция», для того, чтобы дать опору в феноменологии организации контакта. Сам по себе термин «привязанность дает очень обобщенный образ социально понятного действия. Переход наблюдения в уровень конкретного поступка, контактной операции удобен. Мы вводим этот термин, чтобы приблизиться к тому понятию контакт, которое очевидно для коллег, говорящих на английском языке. Так как на английском слушатель хорошо различает, речь идет о существительном «контакт» или о переходном глаголе «контакт кого то». Итак, на интересует уровень и феноменология отдельной контактной операции. Которая в свою очередь становится базой для организации аттитюда привязанности.

Мы предполагаем, что дефициты компонентов и опыта эмоциональных связей становятся актуальными в возрасте младенца, до 3 лет от роду. Но мало перспективным было бы создавать ситуацию регрессии во время терапии. Наоборот, мы будем искать в поведении взрослого моменты, когда можем обнаружить такие «маленькие контактные операции. И стараться восстановить их.

Мы предполагаем, что расположенность и способность к привязанности является такой же врожденной способностью. Как способность любить и способность к движению к контакту, как способность к близости. Поэтому речь идет о восстановлении временно утраченной или остановленной в развитии способности из числа тех, которые даны природой. Мы не будем ставить задачу «развить способность, как если бы мели в виду некоторый поведенческий навык. Мы поставим задачу более скромную – во время терапии обращать внимание на компоненты операций контакта, имеющих отношение к эмоциональным связям. В итоге мы рассчитываем, что в отношениях с терапевтом, в отношениях с другими людьми из своего персонального окружения постепенно клиент начнет развивать новые формы взаимодействия и эмоционального опыта. Который станет основанием для привязанности.

Мы предполагаем, что зависимость и привязанность базируются на разных основаниях. Что зависимость базируется на теме опыта дефицита и разрушительных примитивных аффектов в области эмоционального дефицита. Настойчивое желание быть с другим и заботиться о нем ка ко себе базируется на том, что человек не имеет возможности встретиться (опасается) со своей устрашающей пустотой и дисфорией. Притяжение двух людей это результат «вакуума» между ними. Привязанность наоборот базируется на избытке и эмоциональной полноте эмоционального отношения. Привязанность это опора на структуру между двумя людьми. Поэтому нам кажется не корректным говорить о «перетекании от привязанности к зависимости», или о том, что «зависимость это слишком сильная привязанность». Это разные структуры эмоционального и человеческого опыта взаимодействия и нахождения в обществе других людей.

Мы задали вопрос, что общего в привязанности и зависимости. Потому что часто для не наблюдательного человека есть сходство в разных по своей природе явлениях. Что есть специфичного в привязанности. Что есть специфичного в зависимости

Ниже мы приводим ответы, которые нашли участник семинара.

 

Общее привязанности и созависимости.

Быть вместе. Общаться. Проводить время. Занимаются общими делами. Разговаривают об общих планах. Мы говорят. Со стороны похожие проявления. Забота друг от друге. Желание быть вместе. Сильные чувства друг к другу.

 

Зависимость.

Один знает, что хочет другой. Зависит от похвалы. Дать этому. Рассчитывать на действия другого. Манипуляция. Бояться за другого, опасаться его потерять. Опасаться его действий. Тревога при отсутствии объекта. Не могу взять ответственность. Без него плохо. Потребности свои ставятся меньше, чем ЕГО. Много тревоги когда ЕГО нет и когда ОН есть, тоже много тревоги. Желание контролировать другого человека. Не замечаешь, что не в контакте, а в конфлюэнции. Говорит сразу о другом, без себя самого. Не способны принимать самостоятельные решения. Один осознает потребности, второй работает для его потребности, тратит ресурсы на заботу о другом. Обида, стыд и вина, если мнения расходятся и надо в конфликт. Если мнение расходятся, один из них плохой. Второй в аффекте и напряжении и тревоге и страхе, если второй уходит. И теряет свое я. Срыв. А таков ли ты как мне нужен. Выживу ли я, если ты отойдешь. Тонус возбуждения высокий. Тревога, когда рядом друг с другом. Напряжение чувств. Обида. Злость. Большой контроль над Вторым. Возможно не могут смотреть один второму в глаза. Сложно идентифицировать свои эмоции. Избегает конфликта своих и интересов и интересов других. Жертва, а не подарок. Отдать свою ответственность другому либо отвечать за другого. СЕЛФ

 

Привязанность.

Внятные границы. Насыщение. Желание поделиться. Желание заметить другого. Получить удовольствие от общения. Меньше манипуляции. Отношения. Тревога ( взволнованность) когда его нет. Два человека сохраняют свою автономность. Сохраняют себя как целостных людей. Грань, чтобы не свалиться в созависимость. Если уходит, то сохраняется чувство насыщения. Вместе и раздельно. Свои интересы. Нормально мнение другого. Может попечалится, что не совпадает, но не переходит в аффект и страх, желание стыдиться или стыдить. Редко зависимость у этих людей. Они расслаблены. Удовольствие друг от друга. Тепло без перегрева и с удовольствием. Видеть другого и принимать другого и проводить время без другого. Привносить в общение взятое на сторону. Как будто бы свободно развиваются. Подарок, а не жертва. Приверженность (привязанность) не выносит лишнего на другого. СЕЛФ проявлено по максимуму.

 

В завершение обсудим, что ЛЮБОВЬ и ВЛЮБЛЕННОСТЬ и ПРИВЯЗАННОСТЬ есть разные по своей природе процессы. Например, влюбленность – это измененные состояния сознания. Природа любви определена темой потока, излучения, давания. Может быть однонаправленна. Привязанность как процесс – это обмен эмоциональными связями и это дело двух человек.

 

Елена Петрова, © 2015

телефон: +7 921 9086944

e-mail: petrova.gestaltspb@gmail.com

 

написано по материалам ПРАКТИКУМА