Елена Петрова, © 2015 Некоторые рекомендации для родителей, если ребенок получил физическую травму или попал в стрессовую ситуацию

Помощь и поддержка другому человеку, если у него случилась стрессовая ситуация, требуют от того, кто оказывает поддержку, не только доброжелательства или сочувствия, но еще и определенного душевного настроя. Я вспоминаю разговор с одним собеседником, который рассказывал про свою маму и ее реакции на стресс. «Моя мама человек очень впечатлительный и эмоциональный. Я в детстве точно знал, что если скажу маме, например, что порезал палец и течет кровь, она начинает так сильно переживать и волноваться, что за нее становилось просто страшно. И потому старался все свои проблемы решать самостоятельно. Делал так, чтобы мама о них не узнавала.»

Другое сообщение, которое я хочу привести как пример, указывает на роль впечатлительных родителей и старших родственников. «Когда бабушка увидела, что я упал с дерева, она так разволновалась, что у нее случился сердечный приступ». Понятно, что в этих условиях все начинали бояться за жизнь бабушки, и получалась сложная композиция отношений. Получалось, что стресс ребенка стал агрессией для бабушки и для ее здоровья. И создана система отношений, в которых есть место блокировке чувства, стыду и вине.

Третий случай дает пример захваченности, когда чувства взрослого захватывают в свой поток эмоциональный опыт ребенка. Я вспоминаю опыт работы с блокировкой чувств, которые были последствием шоковой травмы. «Мне было 6 лет. Я очень хотела быть такой же ловкой, как мальчишки. Я залезла на дерево и тут поняла, что не могу удержаться на ветке. И начала сползать с нее на землю. Я была полненькая и не очень ловкая. Тут меня увидела мама, и в ужасе бросилась ко мне. Я упала на землю. Мама схватила меня на руки и побежала домой, потом к врачу. У меня не было даже синяков. Но я ужасно испугалась. И этот эпизод отзывается каким-то непередаваемым напряжением во всем теле».

Детальный разбор этой ситуации показал, что в эпизоде было два совершенно разных события, которые «слиплись» в один блок, и потому создали предпосылки для фиксации шокового опыта. Был первый эпизод, в котором девочка из азарта залезла на дерево, не удержалась на ветке и ловко («даже без синяков!») сползла на землю. Это было завершенное действие с хорошим контактом со своим телом и с физическим миром: с деревом, и с гравитацией, и с землей. Такое действие требовало в эпизоде завершения (в гештальт-подходе мы называем это ПОСТ-контактом) признания, позитивной эмоциональной оценки, радости, переживания победы или других сильных чувств. Однако для мамы это был совсем другой эпизод. Мама увидела, как дочка падает с дерева, нарисовала картину ужасных последствий (травмы позвоночника, ушибов, инвалидности и прочих ужасов) и пережила аффект ужаса. Ее сила чувства захватила девочку. И прервала течение собственного эмоционального процесса ребенка.

Во время сессии был небольшой эпизод, в котором после тщательной и детальной реконструкции последовательности событий мне как терапевту показалось полезным предложить моей собеседнице сыграть небольшую реабилитационную сценку. Девочка сказала маме: «Мама, это твой страх и ужас! Я чувствую себя хорошо после этого эпизода с деревом. Я ловко упала и горжусь этим. Потому забери свой страх себе назад и делай с ним что сама хочешь. Можешь выкинуть его на помойку. Или можешь помнить. Но это твой страх, а не мой!» Эта игра оказала целительное действие. Так как блокировка собственного аффекта и захваченность ужасом, оказалось, происходят от ужаса другого человека, близкого и родного. Девочка оказалась вовлечена в переживание ужаса мамы и прервала собственные свои переживания и чувства. Она была испугана реакцией мамы на ситуацию. И за счет «слияния» сохранила фиксацию на долгие годы.

Четвертый случай, который я хотела бы кратко упомянуть, — это ситуация гнева родителей. Бывают обстоятельства, когда взрослый так сердится на самого ребенка за его неосторожность, или на другого взрослого, который стал причиной стресса ребенка, что забывает о чувствах самого пострадавшего и сосредотачивается на воспитательном процессе или на гневе в чей-либо адрес.

Далее мы приводим некоторые рекомендация для родителей. Как нам кажется, в списке представлена логичная последовательность тем, на которые стоит обратить внимание родителю, если он планирует помочь своему ребенку.

Тактики помощи ребенку со стороны родителей после эпизода перенесения физической травмы с целью профилактики формирования посттравматической реакции. Рекомендации составлены с использованием материалов Питера Левина (2003).

Первая идея состоит в том, что мы предлагаем взрослому сначала восстановить себя самого и успокоить свой испуг или свой гнев, и только после этого начать общение с ребенком.

После того, как вы стали свидетелем физического травмирования и (или) узнали о факте физического травмирования, которое произошло некоторое время назад, стоит сначала восстановить собственное равновесие и определиться со своей позицией в отношении происшедшего события. Увидеть ребенка как человека. Подумать о физической травме как об ущербе, который нанесен ребенку как человеку. Подумать о тех социальных проблемах, которые ждут вас в результате этого события. Успокоиться самому в своей заботе о ребенке, заметить свои эмоциональные реакции на ситуацию. Обеспечить для ребенка необходимые условия для эмоциональной и психической реабилитации. Обеспечить неподвижность и покой. Дать ему отдохнуть. Оценить уровень последствий на психическом уровне, который может быть вызван и самим психическим эффектом перенесения травмы, и (в случае черепно-мозговой травмы, сотрясения мозга или болевого шока) биологическим эффектом расстройства нервно-психической активности. Вот некоторые признаки психического стресса после перенесенной физической травмы: затуманенный взгляд, бледность, быстрое или поверхностное дыхание, дрожь, потеря ориентации. Ребенок гиперподвижен, суетлив или чересчур эмоционален, или слишком спокоен.

После отдыха восстановить спокойный вербальный контакт. Спрашивать «что у тебя там внутри?», имея в виду душевное состояние. Ребенку трудно говорить о своих чувствах, когда он в стрессе, но метафора может помочь выразить словами и образами внутреннее психическое напряжение. Хорошо, если ребенок придумает картинку как метафору. Пусть будет образ. Цветок, камень, куст. Не торопиться обсуждать событие содержательно. Поддерживать выразительные элементы физической активности (дрожь в теле, движения конечностей). Пусть в такой активности ребенок сбросит вовне душевное физическое напряжение. Давать 2-3 минуты между ответами и вопросами, чтобы циклы физических реакций были завершены. На этом этапе не пробуждать желания обсудить события содержательно. И не поддерживать воспитательного разговора (по типу: «Нужно было быть осторожнее!»).

Пусть выйдет вовне эмоциональная энергия, и пусть завершатся оборванные циклы мышечного возбуждения. В том числе разрядится напряжение мышц, отмобилизованных для спасения. Даже если эти движения будут социально «неприличны» или покажутся родителям болезненными, не стоит останавливать плач и рыдания у ребенка. Дать ему отреагировать. После перенесенного ребенком физического шока не стоит критиковать ребенка и не стоит побуждать его контролировать себя. Родитель должен следовать биологическому процессу реабилитации и просто подтверждать правильность соматических реакций, не обсуждать их.

После того, как тело ребенка расслабится, уделить внимание эмоциональной реакции ребенка на событие. Ребенок может возбужденно рассказывать о своих планах изменения ситуации. Сообщать, что он смог бы в благоприятной ситуации справиться с задачей. Даже воображать тебя фантастическим успешным героем, преодолевающим ситуацию. Его реакциями могут быть, кроме того, гнев на противника или обида на ситуацию или на конкретных людей. Не стоит давать большое значение тому, что этот гнев или обида могут быть нелогичны. Ребенок потом, когда успокоится, сам откажется от нелогичных реакций. Но на фазе реабилитации стоит быть полностью не его стороне. Убедите его рассказать, как он переживал это событие. Что чувствовал, о чем мечтал. Важно, чтобы вы были рядом, когда ребенок рассказывает о своих чувствах, и давали ему понять, что вы не осуждаете ребенка за его чувства. «Пусть выговорится!». Важно проявить безоценочное присутствие и принятие того, что чувствует ребенок.

После завершения реабилитации (не раньше!!!), на другой день или через несколько часов, можно перейти к завершающей стадии. Обсудить, какие выводы сделал ребенок, как можно в будущем избежать неприятностей, как построить план лечения (если это необходимо), что ему нужно думать о своей травме и так далее.

 

Елена Петрова, © 2015

телефон: +7 921 9086944

e-mail: petrova.gestaltspb@gmail.com

 

Литература

Левин П. Понимание детской травмы // МПЖ, 2003(№1), с. 70-80